Спецкурс "Основы информационной культуры"

Учебная программа
спецкурса »Основы информационной культуры»
для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений


Аннотация для родителей


Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить молодого гражданина 21 века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры». Данный курс вводит учащихся в мир знаний и умений, навыков, позволяющим самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.


Пояснительная записка


Общеобразовательные учреждения призваны в сегодняшних условиях прежде всего формировать умение учиться добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания, так как качество найденной информации и ее эффективное практическое использование становится ключом к новым возможностям общественного прогресса.
Программа спецкурса «Основы информационной культуры» адресована учащимся 6-х классов.

Цель курса

Формирование и развитие информационной культуры школьника, как важнейшего компонента уровня образованности, стоящего в одном ряду с основными умениями, на которых строится образование: умение читать, писать, считать


Основные задачи курса

  1. дать представление учащимся об истории возникновения информационных ресурсов общества
  2. владеть навыком самостоятельного выбора книг; уметь найти книгу в библиотеке, пользуюсь книжными выставками, традиционными каталогами, электронным каталогом
  3. познакомить с разными видами справочной литературы. Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий
  4. научить учащихся работать с источниками информации, находящихся на различных носителях.


Курс дает возможность учащимся расширить свою базу знаний об истории появления основных источниках информации; получить основные знания о книге, о других носителях информации, обогатить свои знания о библиотеке, как структурном подразделении информационно-образовательного центра школы, узнать о ресурсных возможностях школьной библиотеке. Учащиеся узнают о методах работы с книгой.
Программа предлагает учащимся различные способы получения информации: лекции, тестирование, самостоятельная работа с дополнительной литературой, проведение творческих работ (создание компьютерных презентаций), конкурсы, викторины, уроки-творчества. При этом у школьников развиваются умения и навыки по поиску информации; навыки, связанные с подготовкой и оформлением сообщений, рефератов, исследовательских работ.
Это наверняка пригодится ребятам, какой бы профиль обучения они не выбрали в дальнейшем.
            Курс «Основы информационной культуры» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования. Курс рассчитан на 34 часа.


Структура курса

  1. Введение (1час). Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека
  2. Информационная культура школьника. Основные понятия. (2часа). Основные задачи курса. Исходные понятия (информация, пользователь, Интернет, информационные ресурсы общества, информационные центры)
  3. История возникновения информационных ресурсов (4часа). История письменности. История изобретения бумаги. Основные знания об истории книги (первые книги, древней шеи библиотеки, изобретение книгопечатания). Иоганн Гуттенберг и его книги. Книгопечатание на Руси.). Тестирование (1 час)
  4. Способы хранения информации (6 часов)
    • Основные знания о книге. Справочный аппарат книги. Искусство книги (художники-иллюстраторы). Свой макет книги.
    • Периодические издания
    • Основные знания о других носителях информации
Тестирование. Создание компьютерной презентации по теме «Рождение книги»
(2 часа)
  1. Библиотека-информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (7 часов)
    • Знакомство с крупнейшими библиотеками Санкт-Петербурга.
    • Знакомство со школьной библиотекой как информационным центром школы.Расширение представлений о библиотеке. Структура библиотеки.
    • Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки. (Каталоги, картотеки)
    • Система расстановки библиотечного фонда. Пиктограммы и другие символы, помогающие искать, отбирать и использовать информацию.
    • Поиск документа при помощи СБА. Практическая работа
    • Экскурсия в библиотеку
  2. Методы работы с книгой (3 час). Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление). Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями для школьников (поиск информации в энциклопедиях, путешествие по словарям)
  3. Библиография как наука (3часа). Библиографическое описание документов. Знакомство с различными видами библиографических указателей. Составление библиографического списка по заданной теме. Практическая работа «Следствие ведет библиограф»
  4. Нетрадиционные носители информации. Медиатека. Виртуальная будущего библиотека-библиотека. (5часов). Самостоятельная работа школьника при розыске информации и ее переработке. Обучение самостоятельному поиску информационного запроса. Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и исследовательской деятельности школьников. Практическое занятие
  5. Простейшие формы переработки информации. (Отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты) (3 часа). Практическая работа «Отзыв о книге»
  6. Итоговое занятие. Создание компьютерной презентации  «Реклама книги». (1 час)



Учебно-тематический план



п \ п

Содержание
курса
Количество часов
В том числе
Форма контроля
теория
практические
1
Введение
1
1
-
опрос
2.
Информационная культура школьника. Основные понятия
2
2
-
опрос
3.
История возникновение информационных ресурсов
4
3
1
тестирование
4.
Способы хранения информации
5
3
2
Тестирование.
Создание компьютерной презентации
5.
Библиотека - информационный школы центр.
7
6
1
Практическая работа «Поиск документа при помощи СБА библиотеки»

6.
Методы работы с книгой
3
2
1
Практическая работа »Информина - обучающая игра»
7.
Библиография как наука
3
2
1
Библиографическая игра »Следствие ведет библиограф»
8.
Нетрадицион
ные носители информации. Медиатека.

5
3
2
Практическая работа «поиск информации по электронным энциклопе-
диям »
9.
Простейшие формы переработки информации
3
2
1
Написание отзыва
на книгу
10.
Итоговое занятие
1
-
1
Создание компьютерной презентации »Реклама книги»

Итого
34
24
10



Список литературы к курсу


  1. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника: Программа для учащихся 5-6 классов / / Школьная библиотека.-2002 .- № 3.-с.3-10
  2. Библиографическая работа в библиотеке: организация методика и: Учебник. - М: кн.. палата, 1990.-255с.
  3. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и ОУ.-2-е изд. -М:. Школьная библиотека, 2003.-280с.
  4. Голубева Е.И. Информация и ты / / Детская энциклопедия, -2007 .- № 3.-с.1-54
  5. Кашурникова Т.М.   Чудо, имя которому книга .- М:. Школьная библиотека, 2006.-104с.
  6. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая часть учебной деятельности / / Школьная библиотека.-2001 .- № 8.-с.16
  7. Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография,-2-е изд.-М.: Книга, 1987.-140с.
  8. Мяэотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: Методические рекомендации. - М: ООО "Чистые пруды», 2005.-32с..








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!

Библиотека Второй Спб гимназии готова к диалогу

В блоге представлена информация о работе библиотеки, представлены творческие работы учащихся.