Учебная программа
спецкурса »Основы информационной культуры»
для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений
Аннотация для родителей
Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить молодого гражданина 21 века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры». Данный курс вводит учащихся в мир знаний и умений, навыков, позволяющим самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Пояснительная записка
Общеобразовательные учреждения призваны в сегодняшних условиях прежде всего формировать умение учиться добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания, так как качество найденной информации и ее эффективное практическое использование становится ключом к новым возможностям общественного прогресса.
Программа спецкурса «Основы информационной культуры» адресована учащимся 6-х классов.
Цель курса
Формирование и развитие информационной культуры школьника, как важнейшего компонента уровня образованности, стоящего в одном ряду с основными умениями, на которых строится образование: умение читать, писать, считать
Основные задачи курса
- дать представление учащимся об истории возникновения информационных ресурсов общества
- владеть навыком самостоятельного выбора книг; уметь найти книгу в библиотеке, пользуюсь книжными выставками, традиционными каталогами, электронным каталогом
- познакомить с разными видами справочной литературы. Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий
- научить учащихся работать с источниками информации, находящихся на различных носителях.
Курс дает возможность учащимся расширить свою базу знаний об истории появления основных источниках информации; получить основные знания о книге, о других носителях информации, обогатить свои знания о библиотеке, как структурном подразделении информационно-образовательного центра школы, узнать о ресурсных возможностях школьной библиотеке. Учащиеся узнают о методах работы с книгой.
Программа предлагает учащимся различные способы получения информации: лекции, тестирование, самостоятельная работа с дополнительной литературой, проведение творческих работ (создание компьютерных презентаций), конкурсы, викторины, уроки-творчества. При этом у школьников развиваются умения и навыки по поиску информации; навыки, связанные с подготовкой и оформлением сообщений, рефератов, исследовательских работ.
Это наверняка пригодится ребятам, какой бы профиль обучения они не выбрали в дальнейшем.
Курс «Основы информационной культуры» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования. Курс рассчитан на 34 часа.
Структура курса
- Введение (1час). Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека
- Информационная культура школьника. Основные понятия. (2часа). Основные задачи курса. Исходные понятия (информация, пользователь, Интернет, информационные ресурсы общества, информационные центры)
- История возникновения информационных ресурсов (4часа). История письменности. История изобретения бумаги. Основные знания об истории книги (первые книги, древней шеи библиотеки, изобретение книгопечатания). Иоганн Гуттенберг и его книги. Книгопечатание на Руси.). Тестирование (1 час)
- Способы хранения информации (6 часов)
- Основные знания о книге. Справочный аппарат книги. Искусство книги (художники-иллюстраторы). Свой макет книги.
- Периодические издания
- Основные знания о других носителях информации
Тестирование. Создание компьютерной презентации по теме «Рождение книги»
(2 часа)
- Библиотека-информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (7 часов)
- Знакомство с крупнейшими библиотеками Санкт-Петербурга.
- Знакомство со школьной библиотекой как информационным центром школы.Расширение представлений о библиотеке. Структура библиотеки.
- Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки. (Каталоги, картотеки)
- Система расстановки библиотечного фонда. Пиктограммы и другие символы, помогающие искать, отбирать и использовать информацию.
- Поиск документа при помощи СБА. Практическая работа
- Экскурсия в библиотеку
- Методы работы с книгой (3 час). Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление). Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями для школьников (поиск информации в энциклопедиях, путешествие по словарям)
- Библиография как наука (3часа). Библиографическое описание документов. Знакомство с различными видами библиографических указателей. Составление библиографического списка по заданной теме. Практическая работа «Следствие ведет библиограф»
- Нетрадиционные носители информации. Медиатека. Виртуальная будущего библиотека-библиотека. (5часов). Самостоятельная работа школьника при розыске информации и ее переработке. Обучение самостоятельному поиску информационного запроса. Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и исследовательской деятельности школьников. Практическое занятие
- Простейшие формы переработки информации. (Отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты) (3 часа). Практическая работа «Отзыв о книге»
- Итоговое занятие. Создание компьютерной презентации «Реклама книги». (1 час)
Учебно-тематический план
№ п \ п | Содержание курса | Количество часов | В том числе | Форма контроля | |
теория | практические | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | опрос |
2. | Информационная культура школьника. Основные понятия | 2 | 2 | - | опрос |
3. | История возникновение информационных ресурсов | 4 | 3 | 1 | тестирование |
4. | Способы хранения информации | 5 | 3 | 2 | Тестирование. Создание компьютерной презентации |
5. | Библиотека - информационный школы центр. | 7 | 6 | 1 | Практическая работа «Поиск документа при помощи СБА библиотеки» |
6. | Методы работы с книгой | 3 | 2 | 1 | Практическая работа »Информина - обучающая игра» |
7. | Библиография как наука | 3 | 2 | 1 | Библиографическая игра »Следствие ведет библиограф» |
8. | Нетрадицион ные носители информации. Медиатека. | 5 | 3 | 2 | Практическая работа «поиск информации по электронным энциклопе- диям » |
9. | Простейшие формы переработки информации | 3 | 2 | 1 | Написание отзыва на книгу |
10. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Создание компьютерной презентации »Реклама книги» |
Итого | 34 | 24 | 10 |
Список литературы к курсу
- Бединская Е. Основы информационной культуры школьника: Программа для учащихся 5-6 классов / / Школьная библиотека.-2002 .- № 3.-с.3-10
- Библиографическая работа в библиотеке: организация методика и: Учебник. - М: кн.. палата, 1990.-255с.
- Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и ОУ.-2-е изд. -М:. Школьная библиотека, 2003.-280с.
- Голубева Е.И. Информация и ты / / Детская энциклопедия, -2007 .- № 3.-с.1-54
- Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому книга .- М:. Школьная библиотека, 2006.-104с.
- Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая часть учебной деятельности / / Школьная библиотека.-2001 .- № 8.-с.16
- Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография,-2-е изд.-М.: Книга, 1987.-140с.
- Мяэотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: Методические рекомендации. - М: ООО "Чистые пруды», 2005.-32с..
Комментариев нет:
Отправить комментарий