Рекомендуем почитать




Раскин А. Как папа был маленьким: Рассказы. — Калининград: Янтарный сказ, 1996. — 127 с.: ил.
Содерж: Как папа был маленьким; Как папа учился в школе; Новые рассказы о маленьком папе.
Раскин А. Как папа был маленьким. — М.: Сов. Россия, 1961. — 55 с.: ил.
Раскин А. Как папа учился в школе / Худож. Л. Токмаков. — М.: Сов. Россия, 1963. — 62 с.: ил.
Конечно, издания 60-х годов очень старые, найти их можно разве что в библиотеках, да если повезет — у букинистов. Тем не менее они интересны своими иллюстрациями, передающими дух того самого времени, когда «папа был маленьким, а затем учился в школе». Впрочем, и в калининградской книжке очень симпатично выглядят рисунки художницы Е.Ермаковой-Хроминой.


 "Книги о детстве"


7 января 2002
«Как папа был маленьким»
«Я хочу рассказать вам, как родилась эта книжка. Вот ее история. У меня есть дочка Саша… Так вот, когда Саша была совсем маленькой, она много болела. То у нее был грипп, то ангина. А потом болели уши… Однажды у Саши так болело ухо, что она плакала целые сутки и не почти не могла спать. Мне было так жалко ее, что я сам чуть не плакал. И я читал ей разные книги или рассказывал смешные истории. И вот я рассказал ей о том, как я был маленьким и бросил свой новый мяч под машину. Саше очень понравилась эта история. Ей понравилось, что папа тоже был маленьким, тоже шалил и не слушался и его тоже наказывали. Она запомнила это. И теперь, как только у нее начинало стрелять в ухе, она сразу же кричала «Папа, папа, у меня болит ухо! Скорее расскажи как ты был маленьким!». И я рассказывал ей все, что вы сейчас прочтете. И выбирал истории посмешнее: ведь нужно было развеселить больную девочку» (А. Раскин).

Линдгрен А. Мадикен и Пимс из Юнибаккена; Мы на острове Сальткрока...

Эти сочинения Астрид Линдгрен переиздаются не так часто, как «Малыш и Карлсон» и «Пеппи Длинныйчулок». Поэтому найти их труднее, но ваши поиски будут вознаграждены. Потому что такой Линдгрен вы, возможно, еще не знаете.
Линдгрен А. Мадикен и Пимс из Юнибаккена; Мы все из Бюллербю: Повести / Пер. со швед. И.Новицкой, А.Горлиной; Рис. И.Викланд. — М.: Дет. лит., 1990. — 367 с.: ил.
Мадикен и Пимс — две маленькие сестрички. Впрочем, Мадикен не такая уж маленькая — она ходит в школу. А Юнибаккен? Юнибаккен — это усадьба, где жить так уютно и радостно, что даже взрослым становится завидно…
Линдгрен А. На острове Сальткрока: Повести: Пер. со швед / [Послесл. Л.Ю.Брауде, Худож. М.С. Майофис]. — Л.: Лениздат, 1986. — 622 с.: ил.
Линдгрен А. Мы на острове Сальткрока: Повесть / Пер. со швед. Л.Брауде, Е.Милехиной; Вступ. Статья Л.Брауде; Рис. Н.Носкович и Г.Фитингофа. — Л.: Дет. лит, 1971. — 176 с.: ил.
Послушайте, как звучит: Сальткрока! Вот и писателю по фамилии Мелькерсон очень понравилось это название. Так понравилось, что он снял на острове дачу и переехал туда на все лето вместе с детьми.
Линдгрен А. Приключения Эмиля из Леннеберги: Повесть / Пересказ со швед. Л.З.Лунгиной; Рис. В.Васильева. — М.: Дет. лит., 1977. — 206 с.: ил.
Линдгрен А. Приключения Эмиля из Леннеберги. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 384 с. — (Внеклассное чтение).
Эмиль был самым талантливым, можно сказать, даже гениальным озорником не только в деревне Леннеберга, но и во всей провинции Смоланд. Ну разве кому-нибудь еще могло прийти в голову поднять родную сестру на флагшток, поджечь перо на шляпе у пасторши и накормить поросенка пьяными вишнями?!
Линдгрен А. Расмус-бродяга / [Пер. со швед. Е.Милехиной и О. Шарковой; Послесл. Л.Брауде; Рис. Г.Фитингофа]. — Репринт. изд. — М.: Лик, [1991]. — 159 с.: ил.
Линдгрен А. Расмус-бродяга. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 368 с.
До чего же тоскливо было в приюте! Одна надежда — приедут когда-нибудь важные господа и заберут Расмуса к себе домой. Если тот им, конечно, сумеет понравиться.
Но Расмус решил не ждать милости от судьбы, а удрав из приюта, самостоятельно отправиться на поиски родителей...

Чарская Л.А. Записки маленькой гимназистки; Княжна Джаваха; Записки институтки

Чарская Л.А. Записки институтки. — М.: Республика, 1993. — 383 с.: ил.
Чарская Л.А. Записки маленькой гимназистки: Повесть для детей / Ил. А.Бальдингера. — М.: Дом, 1991. — 111 с.: ил.
Чарская Л.А. Княжна Джаваха. — СПб.: Эллипс, 1993. — 268 с.: ил. — (Вспомним золотую библиотеку).
Эти книги — самые «проблемные» в нашем списке. Корней Чуковский назвал Лидию Алексеевну Чарскую «гением пошлости», а юная Марина Цветаева посвятила княжне Джавахе взволнованные стихотворные строки.
В начале XX века на Чарскую «молились» гимназистки. На могилу княжны Джавахи приезжали издалека, не понимая, что написанное — не более чем плод воображения автора. После 1917 года книги Л.Чарской были запрещены и изъяты из библиотек. В конце ХХ века дети снова стали читать их с удовольствием, но, пожалуй, без прежнего энтузиазма. А многие взрослые, открыв сочинения писательницы, ужаснулись: сентиментально, неряшливо, истерично.
Так какая же судьба ждет наследие Чарской? Способна ли ее проза, как и прежде, гипнотизировать детские души, или девочки-подростки потянулись к этим некогда знаменитым книгам, зная о долгой запретности плода? Останутся ли сочинения Чарской в
детской литературе? Ответит на этот вопрос только время.

 

 

Бруштейн А.Я. Дорога уходит в даль…

Трилогия написана в 1955—1959 годах и в 60—80 годы прошедшего века публиковалась многократно. Теперь она переиздается снова.
Бруштейн А.Я. Дорога уходит в даль…: Трилогия / Рис. И.Ильинского. — М.: Дет. лит., 1980. — 735 с.: ил.
Писательница не назвала свою книгу автобиографией, но мы понимаем, что главная героиня трилогии и есть сама Александра Бруштейн.
Особенно обаятелен в книге образ отца Саши Яновской — Якова Ефимовича, интеллигентнейшего человека, врача, которого буквально боготворит вся округа. Очень колоритен быт дореволюционного Вильнюса. В памяти автора сохранилось множество деталей: вид городских улиц, убранство мастерских, лавочек и квартир, облик и речь горожан…
Книга А.Бруштейн состоит из трех частей: «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна». Однако во второй и третьей частях слишком много разговоров о политике, напрочь убивающих очарование текста.

Голявкин В.В. Мой добрый папа

Голявкин В.В. Мой добрый папа: Повесть / Рис. автора. — Л.: Дет. лит., 1966. — 96 с.: ил.
Повесть «Мой добрый папа» написана в 1963 году. И это старое издание очень симпатично.
«Папа мой очень добрый. Мы с братом однажды сказали папе:
— Купи нам мороженое. Но побольше. Чтобы мы наелись.
—Вот тебе таз, — сказал папа, — беги за мороженым».
Папа покупал апельсины всем детям двора, а в магазине велел отпускать им конфеты «от пуза», чтоб хватило каждому. Приличных брюк у папы почему-то не водилось — когда он шел дирижировать оркестром, соседи одалживали ему свои. И это никого не смущало.
Потом наступила война. «Больше я не увижу папу. Мой папа убит… Мой папа, мой добрый папа, он никогда не вернется…»
О детях военного и послевоенного времени писатель и художник Виктор Голявкин еще рассказывает в повестях «Полосы на окнах» и «Рисунки на асфальте»:
Голявкин В.В. Три повести / Рис. автора. — Л.: Дет лит., 1977. — 239 с.: ил.
Содерж.: Мой добрый папа; Полосы на окнах; Рисунки на асфальте.
Голявкин В.В. Избранное: Повести и рассказы / Предисл. Л.Л.Бубновой. — М.: Астрель: АСТ, 2002. — 558 с.: ил. — (Всемирная детская б-ка).
Содерж.: Мой добрый папа; Полосы на окнах; Рисунки на асфальте; Этот мальчик и другие; Рассказы.
Предисловие к этой книге написано женой В.В.Голявкина.

 

Гринвуд Дж. Маленький оборвыш

Гринвуд Дж. Маленький оборвыш / Пересказ К.Чуковского; Вступ. ст. Евг.Брандиса; Рис. Н.Петровой. — Л.: Дет. лит., 1975. — 192 с.: ил.
Английский писатель Джеймс Гринвуд (1833-1929) оставил потомкам сорок книг. Но читателям, да и то, пожалуй, только русским, пришлась по душе одна — «Маленький оборвыш». Быть может, дело тут в том, что эту трагическую историю пересказал для детей не кто-нибудь, а сам Корней Иванович Чуковский.
Новые издания:
Гринвуд Дж. Маленький оборвыш: Повести. — М.: Эксмо, 2004. — 608 с. — (Детская б-ка).
Гринвуд Дж. Маленький оборвыш. — М.: Эксмо, 2007. — 288 с. — (Все произведения для 5 класс
Минаев Б. Детство Левы

«Детство Лёвы» Бориса Минаева — цикл рассказов о мальчике, чьё взросление пришлось на «застойные», как принято говорить, годы. Память автора сохранила и черты времени, и собственные (повесть во многом автобиографична) подростковые переживания. Мироощущение Лёвы — вечная растерянность перед мучительной «необъяснимостью» мира. Разумеется, адекватная передача этого состояния в книжной иллюстрации — трудная задача. В своих рисунках Елизавета Махлина постаралась показать читателю материальные приметы времени — ребёнок носит эти ужасные коричневые колготки, на тумбочке стоит «доисторический» телевизор. Однако персонажи, какими их увидела художница, — хорошенький кудрявый мальчик, ухоженная мама, обаятельный папа-очкарик — обитают в уютном, целостном, вполне идеальном мире. Ощущение его ненадёжности, атмосферу «щемящего чувства тревоги» — это настроение минаевской повести передать, пожалуй, не удалось. Зато ностальгическое ощущение Москвы начала 1970-х годов — тихие пресненские улицы, старые деревья, трамваи, кирпичные стены, окна, в которых отражается голубое небо и шевелятся тени облаков, — передано в достаточной мере.
Елизавета Махлина оказалась, если можно так выразиться, самой трудолюбивой из всех иллюстраторов. Рассказы Минаева, например, сопровождаются тридцатью тремя цветными полосными иллюстрациями (для сравнения: в «Лисе Улиссе» и в «Горожанах Солнца» не более чем по двадцать больших иллюстраций).







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!

Библиотека Второй Спб гимназии готова к диалогу

В блоге представлена информация о работе библиотеки, представлены творческие работы учащихся.