Раскин
А. Как папа был маленьким: Рассказы. — Калининград: Янтарный сказ, 1996. — 127
с.: ил.
Содерж: Как папа был маленьким; Как папа учился в школе; Новые рассказы о маленьком папе.
Раскин А. Как папа был маленьким. — М.: Сов. Россия, 1961. — 55 с.: ил.
Раскин А. Как папа учился в школе / Худож. Л. Токмаков. — М.: Сов. Россия, 1963. — 62 с.: ил.
Конечно, издания 60-х годов очень старые, найти их можно разве что в библиотеках, да если повезет — у букинистов. Тем не менее они интересны своими иллюстрациями, передающими дух того самого времени, когда «папа был маленьким, а затем учился в школе». Впрочем, и в калининградской книжке очень симпатично выглядят рисунки художницы Е.Ермаковой-Хроминой.
Содерж: Как папа был маленьким; Как папа учился в школе; Новые рассказы о маленьком папе.
Раскин А. Как папа был маленьким. — М.: Сов. Россия, 1961. — 55 с.: ил.
Раскин А. Как папа учился в школе / Худож. Л. Токмаков. — М.: Сов. Россия, 1963. — 62 с.: ил.
Конечно, издания 60-х годов очень старые, найти их можно разве что в библиотеках, да если повезет — у букинистов. Тем не менее они интересны своими иллюстрациями, передающими дух того самого времени, когда «папа был маленьким, а затем учился в школе». Впрочем, и в калининградской книжке очень симпатично выглядят рисунки художницы Е.Ермаковой-Хроминой.
"Книги о детстве"
7 января 2002
«Как папа был маленьким»«Я хочу рассказать вам, как родилась эта книжка. Вот ее история. У меня есть дочка Саша… Так вот, когда Саша была совсем маленькой, она много болела. То у нее был грипп, то ангина. А потом болели уши… Однажды у Саши так болело ухо, что она плакала целые сутки и не почти не могла спать. Мне было так жалко ее, что я сам чуть не плакал. И я читал ей разные книги или рассказывал смешные истории. И вот я рассказал ей о том, как я был маленьким и бросил свой новый мяч под машину. Саше очень понравилась эта история. Ей понравилось, что папа тоже был маленьким, тоже шалил и не слушался и его тоже наказывали. Она запомнила это. И теперь, как только у нее начинало стрелять в ухе, она сразу же кричала «Папа, папа, у меня болит ухо! Скорее расскажи как ты был маленьким!». И я рассказывал ей все, что вы сейчас прочтете. И выбирал истории посмешнее: ведь нужно было развеселить больную девочку» (А. Раскин).
Линдгрен А. Мадикен и Пимс из Юнибаккена; Мы на острове Сальткрока...
Эти сочинения Астрид Линдгрен переиздаются не так часто, как «Малыш и Карлсон» и «Пеппи Длинныйчулок». Поэтому найти их труднее, но ваши поиски будут вознаграждены. Потому что такой Линдгрен вы, возможно, еще не знаете.Линдгрен А. Мадикен и Пимс из Юнибаккена; Мы все из Бюллербю: Повести / Пер. со швед. И.Новицкой, А.Горлиной; Рис. И.Викланд. — М.: Дет. лит., 1990. — 367 с.: ил.
Мадикен и Пимс — две маленькие сестрички. Впрочем, Мадикен не такая уж маленькая — она ходит в школу. А Юнибаккен? Юнибаккен — это усадьба, где жить так уютно и радостно, что даже взрослым становится завидно…
Линдгрен А. На острове Сальткрока: Повести: Пер. со швед / [Послесл. Л.Ю.Брауде, Худож. М.С. Майофис]. — Л.: Лениздат, 1986. — 622 с.: ил.
Линдгрен А. Мы на острове Сальткрока: Повесть / Пер. со швед. Л.Брауде, Е.Милехиной; Вступ. Статья Л.Брауде; Рис. Н.Носкович и Г.Фитингофа. — Л.: Дет. лит, 1971. — 176 с.: ил.
Послушайте, как звучит: Сальткрока! Вот и писателю по фамилии Мелькерсон очень понравилось это название. Так понравилось, что он снял на острове дачу и переехал туда на все лето вместе с детьми.
Линдгрен А. Приключения Эмиля из Леннеберги: Повесть / Пересказ со швед. Л.З.Лунгиной; Рис. В.Васильева. — М.: Дет. лит., 1977. — 206 с.: ил.
Линдгрен А. Приключения Эмиля из Леннеберги. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 384 с. — (Внеклассное чтение).
Эмиль был самым талантливым, можно сказать, даже гениальным озорником не только в деревне Леннеберга, но и во всей провинции Смоланд. Ну разве кому-нибудь еще могло прийти в голову поднять родную сестру на флагшток, поджечь перо на шляпе у пасторши и накормить поросенка пьяными вишнями?!
Линдгрен А. Расмус-бродяга / [Пер. со швед. Е.Милехиной и О. Шарковой; Послесл. Л.Брауде; Рис. Г.Фитингофа]. — Репринт. изд. — М.: Лик, [1991]. — 159 с.: ил.
Линдгрен А. Расмус-бродяга. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 368 с.
До чего же тоскливо было в приюте! Одна надежда — приедут когда-нибудь важные господа и заберут Расмуса к себе домой. Если тот им, конечно, сумеет понравиться.
Но Расмус решил не ждать милости от судьбы, а удрав из приюта, самостоятельно отправиться на поиски родителей...
Чарская Л.А. Записки маленькой гимназистки; Княжна Джаваха; Записки институтки
Чарская Л.А. Записки институтки. — М.: Республика, 1993. — 383 с.: ил.Чарская Л.А. Записки маленькой гимназистки: Повесть для детей / Ил. А.Бальдингера. — М.: Дом, 1991. — 111 с.: ил.
Чарская Л.А. Княжна Джаваха. — СПб.: Эллипс, 1993. — 268 с.: ил. — (Вспомним золотую библиотеку).
Эти книги — самые «проблемные» в нашем списке. Корней Чуковский назвал Лидию Алексеевну Чарскую «гением пошлости», а юная Марина Цветаева посвятила княжне Джавахе взволнованные стихотворные строки.
В начале XX века на Чарскую «молились» гимназистки. На могилу княжны Джавахи приезжали издалека, не понимая, что написанное — не более чем плод воображения автора. После 1917 года книги Л.Чарской были запрещены и изъяты из библиотек. В конце ХХ века дети снова стали читать их с удовольствием, но, пожалуй, без прежнего энтузиазма. А многие взрослые, открыв сочинения писательницы, ужаснулись: сентиментально, неряшливо, истерично.
Так какая же судьба ждет наследие Чарской? Способна ли ее проза, как и прежде, гипнотизировать детские души, или девочки-подростки потянулись к этим некогда знаменитым книгам, зная о долгой запретности плода? Останутся ли сочинения Чарской в
детской литературе? Ответит на этот вопрос только время.
Бруштейн А.Я. Дорога уходит в даль…
Трилогия написана в 1955—1959 годах и в 60—80 годы прошедшего века публиковалась многократно. Теперь она переиздается снова.Бруштейн А.Я. Дорога уходит в даль…: Трилогия / Рис. И.Ильинского. — М.: Дет. лит., 1980. — 735 с.: ил.
Писательница не назвала свою книгу автобиографией, но мы понимаем, что главная героиня трилогии и есть сама Александра Бруштейн.
Особенно обаятелен в книге образ отца Саши Яновской — Якова Ефимовича, интеллигентнейшего человека, врача, которого буквально боготворит вся округа. Очень колоритен быт дореволюционного Вильнюса. В памяти автора сохранилось множество деталей: вид городских улиц, убранство мастерских, лавочек и квартир, облик и речь горожан…
Книга А.Бруштейн состоит из трех частей: «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна». Однако во второй и третьей частях слишком много разговоров о политике, напрочь убивающих очарование текста.
Голявкин В.В. Мой добрый папа
Голявкин В.В. Мой добрый папа: Повесть / Рис. автора. — Л.: Дет. лит., 1966. — 96 с.: ил.Повесть «Мой добрый папа» написана в 1963 году. И это старое издание очень симпатично.
«Папа мой очень добрый. Мы с братом однажды сказали папе:
— Купи нам мороженое. Но побольше. Чтобы мы наелись.
—Вот тебе таз, — сказал папа, — беги за мороженым».
Папа покупал апельсины всем детям двора, а в магазине велел отпускать им конфеты «от пуза», чтоб хватило каждому. Приличных брюк у папы почему-то не водилось — когда он шел дирижировать оркестром, соседи одалживали ему свои. И это никого не смущало.
Потом наступила война. «Больше я не увижу папу. Мой папа убит… Мой папа, мой добрый папа, он никогда не вернется…»
О детях военного и послевоенного времени писатель и художник Виктор Голявкин еще рассказывает в повестях «Полосы на окнах» и «Рисунки на асфальте»:
Голявкин В.В. Три повести / Рис. автора. — Л.: Дет лит., 1977. — 239 с.: ил.
Содерж.: Мой добрый папа; Полосы на окнах; Рисунки на асфальте.
Голявкин В.В. Избранное: Повести и рассказы / Предисл. Л.Л.Бубновой. — М.: Астрель: АСТ, 2002. — 558 с.: ил. — (Всемирная детская б-ка).
Содерж.: Мой добрый папа; Полосы на окнах; Рисунки на асфальте; Этот мальчик и другие; Рассказы.
Предисловие к этой книге написано женой В.В.Голявкина.
Гринвуд Дж. Маленький оборвыш
Гринвуд Дж. Маленький оборвыш / Пересказ К.Чуковского; Вступ. ст. Евг.Брандиса; Рис. Н.Петровой. — Л.: Дет. лит., 1975. — 192 с.: ил.Английский писатель Джеймс Гринвуд (1833-1929) оставил потомкам сорок книг. Но читателям, да и то, пожалуй, только русским, пришлась по душе одна — «Маленький оборвыш». Быть может, дело тут в том, что эту трагическую историю пересказал для детей не кто-нибудь, а сам Корней Иванович Чуковский.
Новые издания:
Гринвуд Дж. Маленький оборвыш: Повести. — М.: Эксмо, 2004. — 608 с. — (Детская б-ка).
Гринвуд Дж. Маленький оборвыш. — М.: Эксмо, 2007. — 288 с. — (Все произведения для 5 класс
Минаев Б. Детство Левы
«Детство Лёвы» Бориса Минаева — цикл
рассказов о мальчике, чьё взросление пришлось на «застойные», как принято
говорить, годы. Память автора сохранила и черты времени, и собственные (повесть
во многом автобиографична) подростковые переживания. Мироощущение Лёвы — вечная
растерянность перед мучительной «необъяснимостью» мира. Разумеется,
адекватная передача этого состояния в книжной иллюстрации — трудная задача. В
своих рисунках Елизавета Махлина постаралась показать читателю материальные
приметы времени — ребёнок носит эти ужасные коричневые колготки, на тумбочке
стоит «доисторический» телевизор. Однако персонажи, какими их увидела
художница, — хорошенький кудрявый мальчик, ухоженная мама, обаятельный
папа-очкарик — обитают в уютном, целостном, вполне идеальном мире. Ощущение его
ненадёжности, атмосферу «щемящего чувства тревоги» — это настроение
минаевской повести передать, пожалуй, не удалось. Зато ностальгическое ощущение
Москвы начала 1970-х годов — тихие пресненские улицы, старые деревья, трамваи,
кирпичные стены, окна, в которых отражается голубое небо и шевелятся тени
облаков, — передано в достаточной мере.
Елизавета Махлина оказалась, если можно так выразиться, самой трудолюбивой из всех иллюстраторов. Рассказы Минаева, например, сопровождаются тридцатью тремя цветными полосными иллюстрациями (для сравнения: в «Лисе Улиссе» и в «Горожанах Солнца» не более чем по двадцать больших иллюстраций).
Елизавета Махлина оказалась, если можно так выразиться, самой трудолюбивой из всех иллюстраторов. Рассказы Минаева, например, сопровождаются тридцатью тремя цветными полосными иллюстрациями (для сравнения: в «Лисе Улиссе» и в «Горожанах Солнца» не более чем по двадцать больших иллюстраций).
Комментариев нет:
Отправить комментарий